Журнал Новый Мир 2015

Журнал Новый Мир 2015

Попытка вызволить образ Ленина из заковавших его почти на сто лет бронзы и гранита, а также – из сахарно-пафосного образа вождя в «лениниане».

Вещь называется «Дождь в Париже», но по содержанию она — о моём родном Кызыле, столице Тувы. Некоторые уже посмеялись над несоответствием названия и содержания… Это отчасти автобиографический текст. Несколько лет назад, осенью, я провёл в Париже четыре дня. Было два выступления на каком-то литературном мероприятии, а в остальное время я валялся в крошечном номере отеля. В голову лезли воспоминания о моём детстве, о юности, которые прошли в Кызыле. Я заставлял себя идти гулять по Парижу, но не мог.

Пока еще оцифрованы и выложены в свободный доступ не все номера, но электронная база постоянно пополняется. Для работы с архивом журнала, поиска авторов и публикаций сформировано содержание журнала по десятилетиям: 20-е, 30-е, 40-е, 50-е, 60-е, 70-е, 80-е, 90-е, 2000-е, 2010-е годы. Ссылки на все номера журнала сведены в таблицы по годам выхода номеров.

Остановить строительство Томинского ГОКа

Новый мир» — один из старейших в современной России ежемесячных литературно-художественных журналов. С 1947 по 1991 гг. он являлся органом Союза писателей СССР, с 1991 года выпускается как частное издание. В конце 1980-х гг. тираж журнала, благодаря публикациям в нём ранее запрещённых произведений («Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова, «1984» Джорджа Оруэлла, но особенно — произведений Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус»), вырос до фантастических цифр — тираж первого номера за 1990 год, например, равнялся 2 660 000 экземпляров.

Журнал «Новый мир» выходит в Москве с 1925 года. Тогдашний редактор газеты «Известия» Ю. М. Стеклов предложил создать на базе издательства «Известия» ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал, что и было осуществлено. Первый год руководство журналом находилось в руках А. В. Луначарского (который оставался членом редколлегии вплоть до 1931 года) и Ю. М. Стеклова; ответственным секретарем был Ф. Гладков. Потом и в «Известиях» и в «Новом мире» Стеклова сменил И. И. Скворцов-Степанов. В 1926 году руководство журналом было поручено критику Вячеславу Полонскому. В 1931 году руководство перешло к главному редактору «Известий» И. М. Гронскому, но в 1937 году Гронский был арестован, этому предшествовала резкая партийная критика «Нового мира» в связи с публикациями Бориса Пильняка и защитой писателя редакцией журнала. Пост редактора занял В. П. Ставский, в 1941 году его сменил В. Р. Щербина. После войны главным редактором стал известный писатель К. М. Симонов, а в 1950-м — не менее известный Александр Трифонович Твардовский (1910-1971), создатель «Страны Муравии» и «Василия Теркина».

Это первое пребывание Твардовского на посту главного редактора было недолгим. Из-за острых для того времени публикаций В. Померанцева, Ф. Абрамова, М. Щеглова и М. Лифшица он был в 1954 году отстранен от руководства. На его место вернулся К. Симонов, при котором был напечатан роман В. Дудинцева «Не хлебом единым», вызвавший большие споры и ставший, несмотря на скромные литературные достоинства, серьезным общественным событием. В 1958 на пост главного редактора возвращается Твардовский. Именно тогда начинается период в жизни журнала, неразрывно связанный с его именем. Слова «Новый мир», «журнал Твардовского» становятся символическими, вызывающими восторг и уважение у одних читателей, и зубовный скрежет у других (особенно в официальных инстанциях). О тех годах, о той редакции, ее судьбе написано немало, в том числе и на страницах «Нового мира». «Новый мир» Твардовского являет собой одну из ярких страниц истории русской журналистики. Твардовский-редактор стал одним из самых замечательных журнальных деятелей не одного только советского периода. Благодаря Твардовскому на страницах журнала смогла появиться небольшая повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962) неизвестного тогда рязанского учителя Александра Солженицына, ставшая вехой не только в литературной, но и политической жизни страны.

Активная позиция журнала в литературных и общественных вопросах (выражаемая, конечно, в меру возможности из-за цензурных притеснений) вызывала в 60-е годы как открытую бурную полемику в печати, так и жесткую закулисную борьбу. В 1970 году Твардовский был отстранен с поста главного редактора, и вскоре умер. После Твардовского журнал возглавляли В. А. Косолапов, С. С. Наровчатов, В. В. Карпов. А с 1986 года, с началом «перестройки и гласности», журнал впервые возглавил беспартийный писатель — известный прозаик Сергей Павлович Залыгин.

История русской словесности ХХ века — со всеми ее сложностями и противоречиями, со всей ее славой и позором — так или иначе запечатлена на страницах «Нового мира». Если воспользоваться избитым выражением «столбовая дорога литературы», то дорога эта всегда проходила через «Новый мир». Лучше всего просто привести список известнейших произведений, напечатанных (полностью или частями) в разное время на страницах журнала. «Черный человек» Сергея Есенина, «Лейтенант Шмидт» Бориса Пастернака, «Хождение по мукам» и «Петр Первый» Алексея Толстого, «Золотая цепь» Александра Грина, «Россия, кровью умытая» Артема Веселого, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Севастополь» и «Люди из захолустья» А.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *