История Русской Культуры Учебное пособие

История Русской Культуры Учебное пособие

Смотреть, читать и скачать бесплатно pdf, djvu и купить бумажную и электронную книгу по лучшей цене со скидкой: История русской культуры, Горелов А.А., 2013. История русской культуры — обязательный предмет для изучения в педагогических вузах Российской Федерации. Предлагаемый учебник написан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывает все необходимые программные темы. Книга направлена на создание у студентов целостного представления о русской культуре, ее сущности, месте, роли в обществе, закономерностях развития. Особое внимание уделено значению искусства, философии и религии.

История русской культуры — обязательный предмет для изучения в педагогических вузах Российской Федерации. Предлагаемый учебник написан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывает все необходимые программные темы. Книга направлена на создание у студентов целостного представления о русской культуре, ее сущности, месте, роли в обществе, закономерностях развития. Особое внимание уделено значению искусства, философии и религии. Для удобства изучения предмета каждая глава сопровождается списком необходимой литературы.

История русской культуры, Горелов А.А., 2013

Известные наскальные изображения, позволяющие говорить о возникновении искусства, относятся к эпохе верхнего палеолита. Здесь нет смысла подробно анализировать причины генезиса искусства, однако некоторые интересные соображения можно привести. В палеолитическом искусстве привлекают внимание мифологические моменты, например изображение колдуна в маске оленя с ветвистыми рогами, нацарапанное в центре пещеры «Три брата» в Пиренеях.

Учебное пособие раскрывает общие тенденции и особенности, источ­ники и направления, художественные стили и течения в истории развития русской культуры IX — начала XX вв. Освещает основные этапы и зако­номерности формирования духовного и культурно-эстетического мира русского общества, рассматривает роль и значение некоторых историче­ских памятников русской культуры, анализирует взаимосвязь и противо­речивость в развитии политики и культурно-исторического процесса. В работе рассматриваются основные тенденции во взаимодействии различ­ных культур, роль русской культуры в развитии мировой культуры, ана­лизируются основные закономерности и особенности в развитии науки и техники, теории и практики организации сосуществования человека и природы, просвещения и образования, раскрывается общественно-политическая и научная деятельность отдельных представителей русской интеллигенции. Предназначено для студентов технических вузов, уча­щихся колледжей, техникумов, лицеев и школ.

Авторы: предисловие- д-р ист. наук проф. Евланов В.В ; глава 1 -канд. ист. наук доц. Алсксанова В.И.; глава 2 — канд. ист. наук доц. Макс-донская В. А .; глава 3 — канд. ист. наук доц. Швец Т.Д.; старший преп. Мя-кинина Н.П.; глава 4 — канд. ист. наук доц. Авдюшсва Е.А.; глава 5 — канд ист. наук доц. Иванова P.M.; глава 6 — канд. ист. наук доц. Дубинина С.А.; глава 7- старший преп. Никитенко С М.; глава 8- д-р ист. наук проф. Евланов ВВ.; глава 9 — канд. ист. наук Духанина Л.Н.

Взаимодействие общества и культуры на каждом этапе исторического развития имеет свои тенденции и закономерности, особенности и специфику. Это обусловливается не только многовариантным содержанием и функционированием самой культуры, диалектикой общественного развития, сущностью господствующих потребностей государства, общества и личности, но и характером социальных условий для развития духовной и культурной деятельности, реализации потенциальных возможностей личности. И задача гуманистического общества заключается в том, чтобы создать наиболее благоприятные предпосылки для культурного и духовного обогащения личности.

Глава I. Культура древней Руси /IX-xii1/

Но если общество и государство отчуждает культурно-образованных людей, ограничивает сферу культурной жизни и творческой деятельности, не способствует расцвету культуры, то естественно общественный и личностный интерес к овладению огромных пластов культуры в значительной степени снижается. Именно в этих условиях и возникает так называемый кризис культуры и кризис общества. Особую остроту проблема взаимодействия общества, человека и культуры приобретает а условиях смены вектора общественного развития, смены идеалов, как общества, так и личности. Но в этих кризисных ситуациях как раз и обостряется понимание необходимости, всей важности и огромной значимости во всестороннем освоении огромного пласта культуры, переоценке подхода к ее освоению, поиску нового культурно-эстетического и нравственно-политического идеала. И обращение к истории русской культуры, к богатствам всемирной, общечеловеческой культуры является наиболее оптимальным путем формирования общественно-политической и культурно-нравственной стабильности, преодоления кризиса культуры. И здесь, на наш взгляд, необходимо более эффективно использовать такое средство освоения культуры, как культурно-историческое и духовно-нравственное образование личности. Именно этим путем происходит наиболее эффективное освоение всего сущего в культуре места и роли человека в созидании нового пласта культуры, органически взаимосвязанного с историческими корнями культурного пласта русского народа.

Широкое культурно-гуманистическое образование создает предпосылки для преодоления одностороннего, технократического образования. Будущее страны вo многом зависит от того, каким будет человек, как он будет воспринимать культурно-исторические и общественно-политические явления, как к ним он будет относиться.

В учебнике рассматриваются основные проблемы русской культуры в их исторической ретроспекции. Охвачен весь исторический путь русской культуры от древности и Средневековья до современности. Культура рассматривается как выражение ценностных установок личности, общества и государства, что в конечном итоге формирует национальное самосознание и национальную идею. Детальный анализ различных факторов культурного развития — политических, экономических, социальных, духовных — позволяет выстроить цельную картину ряда сменяющих друг друга культурно-исторических эпох, понять логику культурных изменений. В логической и исторической последовательности представлены явления фундаментальной, народной, повседневной и массовой культуры. Особое внимание уделено освещению современных культурных явлений и тенденций, в том числе массовой и медийной культуре.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *